Результатов опроса ПСБ, «Опоры России» и Magram Market Research по финансовому состоянию малых предприятий


Почти половина микропредприятий (45%) отметили снижение выручки в 2022-м по сравнению с предыдущим годом, следует из результатов опроса ПСБ, «Опоры России» и Magram Market Research. Это связано с сокращением спроса на товары, усложнением финансовых и логистических цепочек из-за санкций пояснили представители бизнеса. Между тем эксперты уверены: максимальный спад для бизнеса уже пройден и дальше его ждет восстановление.

В сегменте малого и среднего бизнеса экономические шоки 2022 года сильнее всего затронули микропредприятия. Почти половина из них (45%) сообщили о сокращении выручки по сравнению с 2021 годом. Оставшиеся представители микробизнеса разделились поровну: 27,5% заявили, что их доходы не изменились и 27,5% — что они увеличились.
Об этом говорится в совместном исследовании ПСБ с Опорой России и Magram Market Research. В опросе приняли участие владельцы и топ-менеджеры 1,8 тыс. малых и крупных предприятий из всех регионов РФ.

Если брать весь сегмент микро-, малого и среднего бизнеса, то 42% сообщили о сокращении выручки, 18% — об ее увеличении, оставшиеся 40% — о сохранении показателя на уровне предшествующего года, отмечается в исследовании. В частности, с сокращением доходов столкнулась треть малых предприятий и четверть средних.

Основная причина снижения выручки — это сокращение спроса на товары, отметили в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП). Он рухнул в марте 2020-го с началом пандемии COVID-19, напомнили в «Опоре России». В 2021 году спрос восстановился почти до прежнего уровня, но в 2022-м снова началось его сокращение из-за новых волн коронавируса, СВО и последующих санкций, подчеркнули в деловом объединении.

Кроме того, выручка начала проседать в связи с экономической неопределенностью, усложнением финансовых и логистических цепочек, а также нехваткой кадров на фоне частичной мобилизации, отметил член генсовета «Деловой России», гендиректор First Investonomika Алексей Порошин.

При этом, по его словам, существенно снизилось число компаний из сектора малого и микробизнеса — их стало меньше на 33 тыс. Однако общее количество субъектов МСП за прошлый год увеличилось на 2,1% и составило почти 6 млн, добавили в «Опоре России». По данным организации, больше всего их число выросло в Калмыкии (+20,9%), Чечне (+12,2%), Ингушетии (+11,8%), Тыве (+7,9%) и Москве (+7%).
В то же время, по данным аналитики цифровой платформы МСП.РФ, доходы малого и среднего бизнеса в 2022-м составили 21,6 трлн рублей и увеличились на 10% по сравнению с прошлым годом, рассказал генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич.

 

«В целом светотехнический малый и средний бизнес, я думаю, чувствует себя не лучше и не хуже, чем предприятия МСП в других отраслях экономики. Основная проблема небольших предприятий- малый запас устойчивости. Если крупное предприятие может позволить себе сохранить персонал для сохранения структуры продаж, то малый предприятия за нехваткой средств вынуждены сокращать специалистов, что влияет на устоявшиеся каналы продаж. Я очень надеюсь на то, что наше государство поможет пережить кризис малым предприятиям для сохранения их на рынке. Наличие таких компаний, в том числе и на светотехническом рынке, свидетельствует о зрелости рынка и означает здоровую конкуренцию», — комментирует ситуацию на светотехническом рынке генеральный директор компании «Лайтинг Бизнес Консалтинг» Сергей Боровков.

Традиционно на первом месте по объему выручки торговля, на втором — деятельность гостиниц и общественного питания, добавил Александр Исаевич. По приросту выручки по сравнению с 2021 годом лидируют компании из сферы информации и связи, культуры, спорта и развлечений, гостиниц и общепита, сообщил он.

Рост прибыли субъектов МСП связан с появлением новых ниш после ухода иностранных компаний, особенно в сфере поставок крупному бизнесу, подчеркнули в РСПП. Пятая часть предпринимателей производственного сектора отметили снижение конкуренции из-за ухода зарубежных брендов, рост спроса и расширение возможностей для получения господдержки как благоприятные факторы в 2022-м.

Комментируя важность малого предпринимательства не только в светотехнической отрасли, но и в целом для экономики государства, генеральный директор АПСС Ольга Грекова обратила внимание на меры поддержки МСП. «АПСС на 75 процентов состоит из предприятий, которые находятся в реестре МСП. Это те предприятия, которые входят реестр и относятся к реестру малого бизнеса. Мы, как члены «ОПОРЫ РОССИИ» внимательно следим за статистикой этого сегмента, пользуемся преференциями МСП для наших участников, отрабатываем и инициируем их, снимаем барьеры. Стараемся, чтобы малые предприятия чувствовали себя наиболее комфортно, ведь малый бизнес является подушкой безопасности для любого демократического государства с развивающейся экономикой, создаёт рабочие места».

Такого спада, как был в 2022 году, в сфере МСП больше не предвидится, ситуация стабилизировалась, ожидает Алексей Порошин из «Деловой России». По его словам, в 2023-м будет плавный рост, если не реализуются новые риски. Традиционно после провала начинают активно развиваться торговля, логистика и новые каналы поставок. Кроме того, ожидается активный рост компаний, которые связаны с оборонной отраслью, так как СВО продолжается, отметил эксперт.

Посмотреть презентацию по кластеру МСП АПСС можно по ссылке

Посмотреть презентацию стратегической сессии АПСС можно по ссылке


Поделиться: