Нарушение национального режима госзаказчиками – тормоз в развитии отечественной светотехники и компонентной базы


 

ФАС: Закупки у единственного поставщика не могут осуществляться неограниченно и безосновательно по Закону № 223-ФЗ

В последнее время наблюдаются злоупотребления заказчиками по Закону о закупках № 223-ФЗ своим правом на осуществление закупок у единственного поставщика, информирует Новгородское УФАС России.

Хотя Закон № 223-ФЗ и не содержит конкретных ограничений случаев заключения «прямых» договоров, он устанавливает принцип обеспечения конкуренции и экономической эффективности закупок.

Заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур является неэффективным.

Заключение «прямых» договоров на большие суммы на конкурентном рынке говорит о неправомерном поведении заказчика даже, если такая возможность допускается положением о закупке этого заказчика.

За 2023 год Новгородским УФАС России вынесено уже два постановления о наложении штрафов за данные нарушения на сумму 10 тыс. руб. и 20 тыс. руб. (ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ) при заключении договоров с единственным подрядчиком на капитальный ремонт зданий школ в г. Пестово и в Новгородском районе.

Не повторяйте ошибок этих заказчиков, проводите конкурентный отбор поставщиков, помните, что закупки у единственного поставщика не могут осуществляться неограниченно и безосновательно, отмечают в контрольном ведомстве.

⁠«Среди деятельности АПСС есть проект «Госзакупки», в рамках которого осуществляется мониторинг размещаемых конкурсов на предмет соблюдения законодательства о закупках и национального режима.

В начале июня мы готовили свои замечания и предложения в проект резолюции Координационного совета по взаимодействию крупного бизнеса и субъектов малого и среднего предпринимательства. Ряд предложений в резолюцию может ограничить доступ предприятий производителей светотехнической продукции со статусом МСП к конкурсам на поставку оборудования. Например, предложение по увеличению порога годового объема закупок у единственного поставщика на сумму до 2 миллионов рублей в год — может привести к ограничению конкуренции. Так как информация о закупке появится в открытом доступе уже только после публикации подписанного договора на поставку или оказание услуг, что не соответствует духу закона о закупках.

Ассоциация неоднократно обращала внимание ФОИВ на то, что в ПП № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» есть лазейка для обхода национального режима при закупке. Существует практика, когда заказчик специально размещает лоты на закупку светотехнического оборудования на суммы до 1 000 000 при котором требование предоставления реестровых записей, подтверждающих происхождение товара не требуется. Если госзаказчики не перестанут дробить закупки и нарушать национальный режим, ни о каком развитии отечественной светотехники и компонентной базы не имеет смысла вести речь.» — комментирует генеральный директор АПСС Ольга Грекова.


Поделиться: