Нарушение заказчиками нацрежима при госзакупках носит системный характер. Об этом заявила и.о. руководителя управления ФАС России по контролю размещения госзаказа и государственного оборонного заказа Ольга Горбачева в ходе конференции «Неделя госзаказа в Карелии».
«Провели пока небольшое число внеплановых проверок (закупок товаров, на которые распространяется запрет на закупку иностранной промпродукции при наличии российских аналогов) и установили, что эти нарушения имеют системный характер», — сказала она.
Речь идет о положениях правительственного постановления № 616, которое устанавливает запрет на закупку отдельных видов импортной промышленной продукции при наличии российских (или из стран ЕАЭС) аналогов.
По словам Горбачевой, проблема заключается в том, что госзаказчики обращаются в Минпромторг за разрешением на закупку «запрещенной» импортной техники с определенными техническими и качественными характеристиками, получают такое разрешение (если Минпромторг не находит российского аналога), однако при проведении соответствующих закупок часто изменяют характеристики требуемого им товара.
Для решения этой проблемы ФАС России совместно с Минпромторгом подготовили соответствующее разъяснение, которое должно быть направлено в территориальные органы ФАС.
«Соответственно они (территориальные органы ФАС — ИФ) будут руководствоваться этим разъяснением при рассмотрении жалоб на неправомерную закупку иностранных товаров», — отметила Горбачева.
В самом разъяснении отмечается, что госзаказчики должны указывать в документации по закупке иностранной промпродукции, на приобретение которой получено разрешение Минпромторга, только те характеристики, которые были указаны в обращении на получение такого разрешения.
Ранее Минпромторг отмечал, что за два года действия постановления №616 в Минпромторг поступило (на 8 июня 2022 года) 22 тыс. заявок на закупку “запрещенной” импортной продукции на 483 млрд рублей. Из них 10% еще находятся на рассмотрении, а 4% “реализованы” – заказчики закупили необходимую импортную продукцию на 16 млрд рублей.
Для 18% заявок (предусматривали закупки иностранных товаров на 86 млрд рублей) были выявлены российские аналоги импортной продукции, и министерство наложило запрет на закупку импортной техники. Для 37% заявок (180 млрд рублей) таких аналогов Минпромторг не нашел, и теперь заказчики могут приобрести необходимую импортную продукцию. Еще 31% заявок был отклонен по формальным причинам.
В то же время около 20% видов товаров (по ОКПД-2), включенных в перечень продукции, на госзакупку которой установлены квоты, не имеют российских (или из стран ЕАЭС) аналогов, следует из выступления заместителя директора департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга Надежды Лещенко в ходе конференции «Неделя госзаказа в Карелии».
«Основная проблема невыполнения квот по закупке российской продукции — нехватка производителей, — сказала Лещенко. — Чтобы работали правила «второй» или «третий лишний» (предусматривают установление ограничений на участие в закупках поставщиков импортной продукции), необходимо, чтобы было два и более производителей из России или стран ЕАЭС. У нас мало видов продукции, где представлено достаточно много производителей».