25 мая в Москве состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета. На нем, в частности, президент Беларуси Александр Лукашенко высказал свое мнение о причинах существования ограничений на доступ к закупкам госкорпораций внутри ЕАЭС и путях решения данной проблемы. Об этом сообщает официальный сайт президента Беларуси president.gov.by.
«Приоритетной задачей для всех нас остается создание полноценного экономического союза. Все отмечают наличие прогресса в данном вопросе, но я остаюсь на прежней позиции: ни барьеров, ни ограничений быть не должно вообще! Это базовый принцип построения нашего союза, и мы должны достичь цели в самое ближайшее время» — так сформулировал свою позицию белорусский президент. Важными шагами в достижении цели Александр Лукашенко считает следующие действия: «… необходимы подписание и скорейшее вступление в силу соглашения о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных закупок и правил взаимного признания электронной цифровой подписи». Почему именно банковские гарантии, а также взаимное признание цифровых подписей стали «камнем преткновения» в вопросе закупок для государственных нужд?
Торги по закупкам для государственных учреждений и компаний, более чем на 50% принадлежащих государству, проводятся сейчас в основном в электронной форме. Для этого нужно иметь усиленную квалифицированную электронную подпись, сертификат на которую выдан в стране, где проводятся торги. Получить такой сертификат для иностранного участника торгов, пусть даже из страны ЕАЭС, сложнее, чем для местного. Также для участия в аукционе необходимо иметь гарантию (в России это регулируется 44-ФЗ и 223-ФЗ). Наиболее выгодным для бизнеса вариантом является банковская гарантия, поскольку она позволяет обойтись без длительного «замораживания» на счете значительных средств. Банковская гарантия, как правило, выдается национальными финансовыми организациями из утвержденного правительством перечня. Таким образом, без взаимного признания банковских гарантий местные поставщики опять-таки имеют преимущества по сравнению с фирмами из других стран ЕАЭС. Правда, с 2022 г. можно получить гарантию в Евразийском банке развития, но, возможно, эта система работает еще не на полную мощность, раз о проблеме говорят на столь высоком уровне.
Отсутствие взаимного признания ЭЦП и банковских гарантий может показаться некоей дополнительной защитой российского рынка светотехники, но это не так. Российским компаниям с госучастием нередко приходится закупать электронные компоненты, в том числе для светильников, которые, по доступным ценам и с высоким качеством, способны изготавливать предприятия Белоруссии. Снятие неявно существующих преград в торговле позволит белорусским компаниям, не имеющим у нас своих представительств, напрямую поставлять электронные компоненты, минуя российских посредников. Это должно обеспечить более конкурентоспособные цены для конечной продукции российских предприятий.