АПСС провела круглый стол по освещению объектов транспортной инфраструктуры


 

В рамках выставки «Транспортная светотехника», прошедшей в московском «Экспоцентре», Ассоциация производителей светодиодов и систем на их основе (АПСС) провела в июне круглый стол, на котором были рассмотрены проблемы одного из наиболее актуальных сейчас направлений в светотехнике. Речь идет об освещении объектов транспортной инфраструктуры. Модераторы мероприятия: генеральный директор АПСС Ольга Грекова и член Экспертного совета ГосДумы по импортозамещению Рашид Артиков. На самом деле, в итоге получилось большее, чем обычный круглый стол, но об этом вы узнаете в конце репортажа.

Сейчас в нашей стране большое внимание уделяется развитию как дорожной сети, так и общественного транспорта. И здесь большое значение имеет освещение. С одной стороны, оно должно обеспечивать должный уровень безопасности. Но, с другой стороны, оно должно быть красивой. Если речь идет об общественном транспорте, то его привлекательный визуальный образ должен стимулировать людей отдавать ему предпочтение перед личными автомобилями. Если речь идет о дорожной инфраструктуре, то она должна быть привлекательна для туристов.

Весьма сложной является проблема взаимоотношения с заказчиками, которые являются государственными или муниципальными структурами, либо компаниями со значительным государственным участием. Крупнейшие объекты транспортной инфраструктуры в России (да и во многих других странах) обычно принадлежат именно таким структурам. Не секрет, что в нынешней экономической ситуации именно такие заказчики представляют наибольший интерес для значительной части отечественных производителей в светотехнической отрасли.

Все выступления на мероприятии, отражали большой практический опыт. Приведенная в них информация не поместится в репортаж, поэтому здесь придется ограничиться лишь некоторыми выступлениями.

Федор Немцов («Эколайт») рассказал о непростом процессе внедрение светодиодных светильников на объектах «Российских железных дорог» и в Московском метрополитене. В 2010 г. РЖД обязали устанавливать у себя светодиодные светильники. Первые образцы светильников, которые туда были поставлены, проработали меньше года. Одна из причин — высокий уровень помех в электросетях РЖД. Особенно сильные помехи возникают при рекуперации (возвращении энергии в сеть, когда состав едет под горку). Также свое влияние оказывают вибрация, температура и некоторые другие факторы. Надо отдать должное РЖД — там быстро отреагировали на ситуацию. В НИИАС был создан отдел, сотрудники создали технические требования к светильникам, устанавливаемым на объектах РЖД. На входе теперь установлен серьезный контроль — тщательно изучается техническая документация, светильники проходят испытания в лицензированных лабораториях. В итоге, по оценке Федора Немцова, осталось около 10 компаний, которые поставляют РЖД осветительные приборы. Результат — количество светильников, которые преждевременно выходят из строя, значительно уменьшилось.

В метро негативных факторов, влияющих на работоспособность светильников, еще больше. Возьмем хотя бы такой пример. Бакелитовые тормозные колодки создают пыль, которая оседает на светильниках, буквально въедаясь в их корпус. Необходимо при изготовлении наносить на их корпуса специальное олеофобное покрытие. По словам Федора Немцова, поначалу к светодиодному освещению в Московском метрополитене относились скептически. Встала задача объяснить сотрудникам метро преимущества светодиодов, а заодно и исследовать особенности их применения в подземке. Эта задача была успешно решена АПСС. Над ее решением стали работать 9 компаний. Были изучены все аспекты применения светильников в метро и выработаны технические рекомендации. В конце этого пути производить светильники по ним смогли 7 компаний.

Значительный выигрыш для Московского метрополитена дало использование правильно спроектированных светодиодных светильников в тоннелях. После запуска нового участка линии в течение двух лет светильники в тоннеле работают постоянно, потом их включают только при необходимости. Раньше светильники, работающие в тоннеле, создавали неравномерное освещение, в результате чего машинист в движущемся поезде испытывал дискомфорт из-за стробоскопического эффекта. Данная проблема приводила к увольнению 30% новых машинистов в первый месяц их работы. Устранение стробоскопического эффекта позволяет в значительной степени решить кадровую проблему. Прежние светильники освещали только рельсы. Сейчас же в Московский метрополитен поставляются светодиодные светильники, освещающие все пространство тоннеля, в том числе и потолок. Благодаря этому удается оперативно обнаруживать протечки и устранять их еще до того, как они начинают представлять угрозу разрушения конструкций тоннеля.

В выступлении Федора Немцова было отмечено, что для объектов железнодорожной инфраструктуры большое значение имеет качество драйвера. Компания «ТРИОН» производит российские драйверы из отечественных комплектующих. У нее есть собственная испытательная лаборатория, позволяющая проверять драйвера в том числе и на соответствие нормам РЖД. Представитель этой компании Татьяна Тришина рассказала о сложившейся ситуации с закупками драйверов, в частности, с их сертификацией.

Татьяна Тришина констатировала, что в светотехнике импортозамещение пошло по пути замещения продукции из недружественных стран на китайскую продукцию. По российскому законодательству для импорта любого драйвера (не обязательно для государственных нужд — прим. А.В.) требуется привезти в нашу страну сначала опытный образец, отдать в лабораторию, которая проверит его на электробезопасность и электромагнитную совместимость. И только после получения сертификатов, подтверждающих соответствие драйвера нормам по указанным параметрам, допустимо ввозить партию продукции для продажи. В реальности положенные сертификаты зачастую отсутствуют, тем не менее, товар все равно попадает в Россию. «Лазейка» заключается в оформлении добровольной декларации соответствия. При этом импортер под свою ответственность сообщает о соответствии параметров драйвера действующим нормативам. Это может работать, но… до первой серьезной аварии на объекте, возникшей из-за некачественного драйвера.

Большой интерес у собравшихся вызвало выступление Пармена Кобалии (АРКОНА), в котором он рассказал о применении искусственного интеллекта для управления подсветкой на пешеходных переходах. Суть технологии заключается в том, что рядом с нерегулируемым пешеходным переходом устанавливается видеокамера, фиксирующая действия людей вблизи объекта. Если искусственный интеллект обнаружит, что пешеход движется в направлении к переходу, то будет включена подсветка на «зебре». Данное решение стоит дороже, чем статическое освещение перехода, но оно, по утверждению докладчика, более безопасно. Постоянное яркое освещение переходов утомляет водителей, здесь же четко видно, когда пешеход выходит на «зебру». Экспериментальный образец системы был установлен в городе Мытищи. По утверждению Пармена Кобалии, после его установки на переходе не произошло ни одной аварии с гибелью людей, хотя раньше этот участок был проблемным. Жизнь человека бесценна, соответственно, дополнительные затраты в данном случае не будут лишними.

По мнению автора репортажа, перед повсеместным внедрением данной системы следует продумать вопрос нормирования точности распознавания движения человека в направлении перехода. Данный параметр не прозвучал в докладе и это понятно — пока еще система используется на уровне эксперимента. Сейчас, когда водители видят необычный пешеходный переход, они в любом случае проявляют большую внимательность на дороге. Но что произойдет, если такие переходы будут организованы повсеместно? Водители уже не будут концентрироваться на каждом таким переходе, и, возможно, кто-то из них подсознательно понадеется на возможности ИИ. Но точность ИИ конечна, есть, пусть и малая, вероятность, что движение пешехода в направлении «зебры» не будет распознано. Кто и как будет отвечать, если такая ситуация приведет к трагическому исходу? Понятно, что прогресс не остановить, но здесь явно потребуется дополнительное правовое регулирование.

Павел Горбенко (Black Rays) рассказал об уникальной запатентованной разработке его компании — слайд-мэппинге, а также о ее применении на объектах транспортной инфраструктуры. Особенностью таких объектов зачастую является то, что на них нет возможности установить светильники архитектурной подсветки. В таком случае наилучшим вариантом придания объекта красивого, современного вида, может стать применение технологии слайд-мэппинга. Но, при необходимости, можно использовать слайд-мэппинг и в сочетании с архитектурной подсветкой. Кроме этого, применительно к транспортной инфраструктуре, слайд-мэппинг позволяет визуально разграничивать опасные и безопасные зоны на объекте.

В выступлении был упомянут реализованный проект, который к транспорту напрямую не имеет отношения, тем не менее, связан с другим актуальным сейчас вопросом — демографией. На родильный дом было установлено оборудование Black Rays. При рождении девочки здание окрашивалось в розовый цвет и появлялась надпись «Спасибо за дочь!», а при рождении мальчика — соответственно, в синий цвет и появлялась надпись «Спасибо за сына!».

Андрей Киричок («Светосервис ТМ») рассказал о применении АСУ «Бриз» для реализации архитектурной подсветки объектов транспортной архитектуры. Значительную часть доклада он посвятил тому, что его волнует — общим вопросам архитектурного освещения, особенно проблеме слепящего эффекта на дорогах. В качестве основной проблемы была указана «разноголосица» в нормативных документах, что затрудняет объективное проведение конкурсных процедур при закупках.

Из докладов, заслушанных на конференции, можно сделать главный вывод — участникам рынка светотехнической продукции надо объединяться, чтобы совместно вырабатывать нормативную базу. Платформой для этого может стать АПСС. Конференция стала одним из шагов в данном направлении, хотя изначально планировалось мероприятия типа круглого стола. «Мы перевернули традиционный формат круглого стола. Фактически речь идет о заседании рабочей группы из авторитетных отраслевых экспертов» — прокомментировала итоги мероприятия Генеральный директор АПСС Ольга Грекова. Хочется надеяться, что мероприятия именно в таком формате будут проводиться и впредь.

 

Алексей Васильев


Поделиться: