АПСС о первом этапе эксперимента по маркировке радиоэлектронной продукции


По результатам первого этапа эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов радиоэлектронной продукции со стороны Ассоциации Производителей Светодиодов и Систем на их основе был составлен отзыв, направленный в Минпромторг России. Ассоциация выступает за необходимость маркировки светильников, при этом отдельные недостатки проведенного эксперимента не должны остаться неотмеченными.

ОТЗЫВ

о результатах проведения на территории Российской Федерации первого этапа эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов радиоэлектронной продукции:

С 1 декабря 2023 г. по 30 ноября 2024 г. на территории Российской Федерации проводился первый этап эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов радиоэлектронной продукции. На основании материалов, предоставленных организациями-членами Ассоциации Производителей Светодиодов и Систем на их основе (АПСС), принимавшими участие в вышеуказанном эксперименте (далее — Участники), составлен отзыв.

Учитывая, что содержание отчёта ЦРПТ о результатах эксперимента Участникам недоступно, АПСС было принято решение о формировании собственного отзыва, основанного на мнении Участников.

 

Основными целями Участников в эксперименте являлись:

а) ознакомление с государственной информационной системой мониторинга оборота товаров Честный Знак (ГИС МТ);

б) определение состава, стоимости и сроков внедрения на производство полнофункциональных программно-аппаратных комплексов (ПАК), необходимых для полноценного осуществления маркировки производимой продукции;

в) отработка бизнес-процессов маркировки на реальном производстве (хотя бы на одной тестовой линии) с применением полнофункциональных ПАК с целью выявления и устранения недочётов, отладки процессов для подготовки к введению обязательной маркировки производимой продукции.

Следует отметить, что в ходе проведения эксперимента, цели Участников были достигнуты лишь частично. В ходе проведения эксперимента выяснилось, что радиоэлектронная продукция имеет ряд особенностей, отличающих её от товарных групп, на которые уже распространяются требования по обязательной маркировке средствами идентификации. Вследствие чего оказалось, что готового «коробочного» программного решения для интеграции ГИС МТ с системами товарооборота предприятий-производителей не существует и данную работу требуется проводить «с нуля». Это привело к невозможности точной оценки сроков и стоимости создания и отладки программных решений по интеграции информационных систем (пункт б) и, соответственно, отработки бизнес-процессов маркировки (пункт в). Участники, которым должно быть достаточно минимального, бесплатно предоставляемого в рамках ГИС МТ функционала, также не смогли полноценно отработать в рамках эксперимента бизнес-процессы, так как соответствующие программные решения не работают в экспериментальном контуре. Таким образом, провести эксперимент в условиях, максимально приближенных к «боевым», не удалось.

Кроме того, информационная поддержка в период проведения эксперимента оказывалась не в полной мере. Взаимодействие с Оператором ЦРПТ по техническим, технологическим, информационным и прочим вопросам в рамках маркировки периодически оставалась без ответа.

Данные обстоятельства могут привести к массовым проблемам в виде невозможности подготовки производственных площадок в отведённое время при введении обязательной маркировки, что повлечёт приостановку выпуска продукции в оборот и, как следствие, значительные финансовые потери для предприятий.

 

 

Проблемы, выявленные в процессе проведения первого этапа эксперимента.

 

  1. Отсутствует ясность в вопросе маркировки дешёвых малогабаритных комплектующих, непосредственное нанесение маркировки на которые невозможно, а стоимость маркировки соизмерима со стоимостью самого изделия. В первую очередь это относится к светодиодам. В процессе эксперимента прорабатывались различные варианты групповой маркировки таких товаров с применением одного кода маркировки на упаковку (катушку), однако в существующей редакции проекта постановления Правительства «Об утверждении Правил маркировки отдельных видов радиоэлектронной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении отдельных видов радиоэлектронной продукции» (ID 150817, далее — Проект) данные положения отсутствуют. Это вызывает опасения в возможном значительном увеличении стоимости отечественных светильников, так как количество светодиодов в одном осветительном приборе может измеряться сотнями.
  2. Под маркировку подпадают как готовые изделия, так и большинство комплектующих, необходимых для производства светильников на территории РФ. Производители в РФ находятся в менее выгодных условиях, чем импортеры готовой продукции. Импортеру необходимо получить один код маркировки на готовое изделие, производитель в РФ должен включить в себестоимость, как код маркировки на готовое изделие, так и все коды маркировки на все комплектующие. Количество комплектующих не собственного производства в одном изделии может достигать 5 шт (драйверы 8504409100, корпус светильника 9405920008 или 9405990008, рассеиватель 9405920008, монтажный комплект 9405990008, клеммная колодка 8536901000). В случае, если на каждый светодиод должен будет быть отдельный код маркировки – ситуация станет катастрофической (см. п. 1).
  3. Под маркировку подпадает большая номенклатура мелких изделий или изделий сложных форм, нанесение маркировки на которые не представляется возможным, при этом индивидуальной упаковки они не имеют:

 

Способы маркировки таких товаров также не ясны.

  1. Под маркировку подпадает широкий ассортимент товаров потребительского назначения с низкой ценой изделия. Большая доля рынка РФ по данным товарам представлена импортными товарами. 8539219800 доля импорта более 90%, 8539520003 доля импорта более 95%, 8536901000 доля импорта более 80%. По многим товарам кода 9405 доля импорта составляет более 80%. В рамках текущего санкционного давления маркировать товар за пределами РФ не представляется возможным, даже самые лояльные поставщики не готовы внедрять маркировку на своих производствах. Альтернативным вариантом является маркировка товаров на складах временного хранения (СВХ), что сильно влияет на стоимость товаров. Несколько примеров: код 8536901000 – средняя полочная цена может составлять 40р. Стоимость логистических затрат СВХ 110 тыс. руб минимум (доставка, разгрузка, загрузка контейнера), хранение товара 7 дней – 30 тыс руб. мин., минимальная стоимость работы нанесения стикера – 12 руб, стоимость кода маркировки – 0.6 руб. Если считать, что в контейнере около 500000 шт товара, то затраты на единицу составят около 13 руб, т.е. порядка 30%. Реальных расценок по услугам СВХ пока нет, но есть опасения, что в рамках введения маркировки нагрузка на склады временного хранения будет неподъемная.

Код 8539219800 — средняя полочная цена составляет 60р. Средняя загрузка контейнера около 500000 шт, т.е повышение цены составит около 20%.

Код 8539520003 — средняя полочная цена составляет 80р. Средняя загрузка контейнера около 150000 шт, т.е повышение цены составит около 18%.

После введения маркировки в текущем формате повышение стоимости для конечного потребителя по разным группам товаров составит от 10% до 30%, нет возможности оценить пропускную способность инфраструктуры для маркировки мелкоштучных товаров.

  1. Вследствие большого количества модификаций одного и того же типа осветительного прибора создаётся очень большой перечень номенклатуры, который нужно загрузить в Национальный каталог Честного знака, что приведёт к значительным затратам времени и труда на описание карточек товаров в Национальном каталоге.
  2. В Национальном Каталоге невозможно самостоятельно указать категорию товара. При этом на выбор предоставляется не полный перечень продукции, входящей в данную категорию товара. Это приводит к тому, что выбрать корректное описание товара при регистрации продукции невозможно. В зависимости от категории товара применяются разные требования к подтверждению соответствия продукции.
  3. Перестроение имеющихся бизнес-процессов под работу с маркируемым товаром приведёт к замедлению процесса производства и отгрузки готовой продукции, увеличению штата сотрудников для работы с маркировкой и, как следствие, увеличению себестоимости конечных товаров.
  4. Отсутствует понимание механизма выведения товара из оборота после аренды.
  5. Не ясно, как гармонизирован процесс маркировки с вводимым Минпромторгом России Цифровым паспортом промышленной продукции, который предполагается формировать в государственной информационной системе промышленности.

 

Скачать отзыв


Поделиться: