28 ноября 2023 года на площадке выставки «Электроника России» прошло открытое пленарное заседание Совета АНО «Консорциум Светотехника» совместно с Комиссией по развитию светотехнической, светодиодной, электротехнической отрасли и фотоники Общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ». Модератором выступила генеральный директор АНО «Консорциум Светотехника» Ольга Грекова.
Мы уже рассказывали о выступлении нашего эксперта Алексея Васильева на данном мероприятии. В этой статье пойдет речь о выступлениях некоторых других участников открытого пленарного заседания.
Технический эксперт АПСС Станислав Лермонтов в своем выступлении затронул тему маркировки, которая в последнее время широко обсуждалась в отрасли. Как раз за день до мероприятия было принято постановление Правительства РФ, вводящее маркировку светотехнической продукции, пока в порядке эксперимента. По мнению Станислава Лермонтова, от введения маркировки ждут в первую очередь обеление рынка. Понятно, что для государства удобно в режиме реального времени отслеживать движение товаров. Но что это может дать бизнесу? Во-первых, блокируется возможность ввоза в страну светильников под видом другого товара. Во-вторых, исключение ситуации при госзакупках, когда компания предоставляет на тендер образцы, находящиеся в реестре Минпромторга, но потом, ближе к делу, реально поставляет иные светильники, возможно, и не российского производства. В-третьих, по мере развития системы должна появиться возможность оперативно останавливать поставки продукции с недействительными разрешительными документами. Все это должно обеспечить честную конкуренцию, в том числе и при закупках для государственных и муниципальных нужд. Следующим шагом, по мнению эксперта, должно стать отслеживание движения компонентов, из которых изготовлен светильник. Это позволит увеличить продажи российских комплектующих. Станислав Лермонтов считает, что полноценное отечественное производство светодиодов обязательно должно включать в себя формирование гетероструктуры (эпитаксию). Но это потребует больших вложений в производство, которые нецелесообразно делать только для выпуска светодиодов. Эксперт прогнозирует, что эпитаксиальный процесс на территории России может быть реализован лишь в связке с производством мощных GaN транзисторов, поскольку для них и светодиодов применяется одинаковое оборудование.
По словам Ольги Грековой, маркировка была частью программы «РОСТ» консорциума. «Обеление» рынка светотехники не позволит впредь недобросовестным поставщикам продукции неизвестного происхождения отнимать долю рынка у отечественных производителей.
Ольга Грекова отметила важность такой формы координации отраслевых объединений как консорциумы. Минпромторг РФ предложил использовать такую форму несколько лет тому назад, чтобы иметь возможность услышать согласованное мнение участников рынка по отраслям. Ведь ситуация, когда интересы отрасли в федеральных органах исполнительной власти (ФОИВ) представляют несколько объединений с различными мнениями по многим вопросам, создает некоторую путаницу. Кроме этого, на консорциумы возлагается задача координации действий бизнеса, науки и образования. В качестве удачного примера можно привести консорциум «Базис», предоставляющий ФОИВ отраслевую аналитику по направлениям: электронное машиностроение, системы автоматизированного проектирования, высокочистые вещества и материалы, кадровое обеспечение высокотехнологичных отраслей, комплексное обеспечение технологической и информационной безопасности. «Консорциум Светотехника» включает в себя АПСС и РАЭСКО (ассоциация энергосервисных компаний). До конца этого года в состав консорциума должны влиться еще три ассоциации (какие именно — пока публично не озвучивается).
Директор аналитического департамента АО «Ангстрем» (Зеленоград) Наталья Белоусова рассказала о проблемах создания отечественной элементной базы. Предприятие занимает 51% рынка микроэлектронных чипов отечественного производства. Надо отметить, что лишь часть из них корпусируются на «Ангстреме». Остальные поступают другим российским производителям, которые корпусируют их и ставят свою торговую марку. Помимо прочих видов продукции, «Ангстрем» сейчас выпускает микросхемы для построения светодиодных драйверов в металлопластмассовых корпусах. Раньше предприятие выпускало в основном микросхемы в металлокерамических корпусах, которые требовались для космоса и ряда других специальных применений. Решение задач импортозамещения потребовало расширить выпуск гражданской продукции, в результате чего был освоен выпуск микросхем в корпусах из металла и пластмассы.
Предприятие в настоящий момент испытывает дефицит материалов для производства полупроводниковых кристаллов. Это связано как с санкционным давлением, так и с разрушением логистических цепочек. Возникают сложности в поддержании работоспособности имеющегося оборудования. Впрочем, санкции имеют и положительное действие. В 2023 году рост продаж кристаллов, выпущенных «Ангстремом», вырос в 2 раза по сравнению с предыдущим годом.
Естественно, как и во всей российской промышленности, ощущается нехватка кадров (операторы, наладчики, технологи). Предприятие сотрудничает с НИУ МИЭТ, а также с некоторыми другими техническими вузами страны, чтобы привлекать молодых специалистов. Студенты вузов получают возможность набраться практического опыта у сотрудников «Ангстрема».
Большой интерес вызывал доклад коммерческого директора ООО «ТРИОН» Татьяны Тришиной. Эта фирма наладила в прошлом году выпуск первых полностью отечественных светодиодных драйверов с поддержкой DALI. Причем речь идет не только о сборке изделия в России, но также и о использовании в нем ключевых компонентов, произведенных в России (на том же «Ангстреме») и в Белоруссии.
Татьяна Тришина рассказала о производственных оффшорах — странах или отдельных регионах, которые предоставляют свои территорию, мощности, трудовые ресурсы для производства иностранными фирмами при минимальном налогообложении или даже полном его отсутствии. Появление производственных оффшоров — следствие глобализации экономики. Наиболее известный пример — Китай, особенности которого Татьяна Тришина хорошо знает, поскольку там училась. К тому же, сейчас у компании «ТРИОН» есть в этой стране своя производственная площадка.
Безусловно, в свое время Китай стал производственным оффшором благодаря низкой стоимости рабочей силы, но не только из-за этого. Кстати, сейчас рабочая сила в Китае уже не такая и дешевая. Важную роль сыграла очень комфортная для бизнеса система налогообложения. До недавнего времени отсутствовали налоги на фонд отплаты труда, сейчас они есть, но составляют не более 10%. Налог на прибыль составляет 25%, но, если предприниматель инвестирует прибыль в развитие производства, то он может быть полностью освобожден от этого налога. Широко развита система технопарков, построенных за государственный счет на землях, принадлежащих государству. Там уже есть вся необходимая инфраструктура — завозите свои станки и можно приступать к работе. В Китае до недавнего времени действовали ограничения на вывоз капитала. Фактически единственным реально доступным способом вывода прибыли в другую страну в таких условиях для предпринимателя является вывоз готовой продукции.
В результате для компаний из многих стран, в том числе и из России, было выгоднее держать у себя только отделы разработок, маркетинга и продаж, а производство осуществлять в Китае. Первым серьезным испытанием для этой схемы стала пандемия ковида в 2020 году, которая привела к разрушению логистических цепочек. На это наложился дефицит полупроводников, обусловленный переходом на «зеленые» технологии (электромобили, солнечная и ветряная генерации). Те компании, которые уже тогда заменили европейские и американские комплектующие на китайские, потом оказались в выигрыше.
В 2022 году российскому бизнесу пришлось менять буквально все — цепочки поставок, номенклатуру комплектующих, схемы оплаты. Срочным решением проблемы была замена одного импорта другим. В итоге на рынке светотехники появилось такое явление как «китайские подделки китайской продукции».
Действующее законодательство направлено на приоритет российских производителей при госзакупках. Фактически, по словам Татьяны Тришиной, бывает и так, что изготавливается небольшая партия светильников для внесения товара в реестр Минпромторга, после чего уже заказчику отгружается продукция из более дешевых импортных комплектующих. Другая проблема — выдача «липовых» сертификатов на блоки питания (драйверы).
Также действующее законодательство не стимулирует выпуск драйверов на территории России. Ввозные таможенные пошлины на комплектующих для них в размере от 8 до 15%. При этом на ввоз готовых блоков питания установлены нулевые таможенные пошлины. В итоге, отечественный драйвер стоит на 34% дороже импортного с такими же техническими характеристиками.
О борьбе с контрафактом рассказал участникам мероприятия член Правления АПСС, председатель АНО «Честный свет», директор ООО «Северное Сияние» Алексей Виноградов. Проект «Честный свет» изначально был молодежным, занимались им студенты, которые оценивали качество освещения на разных объектов. С приходом в проект Алексея Виноградова акцент сделан на мониторинге госзакупок.
По словам спикера, заказчики, размещая заявки на портале госзакупок, зачастую нарушают элементарные требования по российскому происхождению товара. Требования по параметрам осветительного оборудования согласно Постановлению Правительства РФ N2255 нарушаются при размещении заказов, по оценке Алексея Виноградова, в подавляющем большинстве случаев. Заказчик проверяет получаемую продукцию на предмет соответствия ее заявке, а также проверяет паспорта на продукцию. Оценкой параметров светильника заказчики, как правило, не занимаются. При этом поставщики иногда указывают в документации номера другой продукции, внесенной в реестр Минпромторга. Теряют от этого как добросовестные производители, так и само государство.
Способы борьбы с этим явлением могут быть разными — от разъяснения заказчику, какими параметрами должен обладать, согласно принятым нормам, светильник, который он закупает, до обращений в суды и правоохранительные органы при выявлении наиболее злостных нарушений. Для более эффективной борьбы с контрафактом создана новая структура проекта «Честный свет». В нем теперь есть Совет экспертов, в состав которого входят специалисты высокого уровня, а также Наблюдательный совет, в который входят представители органов власти. Это позволит оперативно выявлять нарушения и совершенствовать нормативно-правовую базу. В итоге должны быть созданы условия, препятствующие нарушениям при госзакупках светотехнической продукции.