Проблема применения национального режима при госзакупках светотехники


В настоящий момент присутствует ряд проблем в исполнении национального режима по государственным закупкам, в том числе и в отрасли светотехники. Член правления Алексей Викторович Виноградов, Директор ООО «Северное Сияние» выделяет ключевые аспекты проблем. «Хотелось бы выделить основные моменты, препятствующие применению национального режима при закупках по 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:

1. При использовании Постановления правительства №616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» от 30 апреля 2020 г., согласно
п. 4. Запреты, установленные пунктами 1 и 2 настоящего постановления, распространяются в том числе на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а также являющиеся предметом лизинга, Заказчиками крайне редко применяются запреты или ограничения на поставку товаров иностранного происхождения. Причиной этого является Разъяснение ФАС России от 25.06.2020 г. № ИА/53616/20 «По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар) (от 25.06.2020 № ИА/53616/20). Заказчики считают, что Светильники являются расходным материалом и не указывают требования по национальному режиму при выполнении работ связанных с заменой светильников.
2. Ограничение на применение запрета на поставку светильников стоимостью 1 млн рублей приводит к тому что огромное количество закупок происходит без применения ПП РФ 616, а также дает возможность Заказчику раздробить закупку на несколько частей с НМЦК до 1млн рублей и не применять национальный режим.
3. Отсутствие в ПП РФ 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» требования о публикации информации в контракте о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов дает возможность поставщикам нарушать требование нац. режима, поставлять продукцию с поддельными номерами РПП и РЭП, либо вообще без них (Данные приведены по результатам мониторинга госзакупок за 2022 год). Также Заказчик не всегда проверяет номера РПП и РЭП в составе заявок на предмет соответствия требованиям.
4. Все вышеперечисленные недочеты, в действующей редакции, позволяют поставлять продукцию сомнительного качества иностранного происхождения, что замедляет темпы роста развития российской светотехники».
5. Также, для увеличения закупок товаров российского происхождения, предлагаю распространить ПП РФ №616 и ПП РФ №878 на 223-ФЗ о «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В правительстве также обсуждается решение. В настоящее время возобновлена дискуссия о границах применения национального режима ради поддержки импортозамещения — до 15 мая Минфин, Минэкономразвития и Минпромторг должны принять единое решение по вопросу принуждения госзаказчиков и госкомпаний к закупкам отечественной продукции. В письмах в правительство от 2 и 7 февраля Минпромторг и Минэкономики настаивают на внесении поправок в 223-ФЗ о «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Ключевой вопрос — контроль выполнения госкомпаниями квот по закупке отечественных товаров и меры ответственности за их невыполнение.

Для этого предлагается ввести механизмы достижения госкомпаниями квот по закупке отечественной продукции и ее верификации по реестрам российской и радиоэлектронной продукции.

А если заказчик опубликовал отчет о квотах с нарушениями (недостоверный, с опозданием, не разместили), переводить его закупки на механизмы 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Одновременно Минфин работает над оптимизацией механизмов импортозамещения по 44-ФЗ. Из доклада господина Белоусова следует, что вместо правила «третий лишний» (отказ от иностранного товара при наличии двух российских предложений) заработает правило «второй лишний» (отказ от импорта при наличии хотя бы одной альтернативы из РФ) — перечень товаров для этого правила будет единым. В отдельный перечень правительство внесет позиции, по которым закупка импорта запрещена, а также автоматизирует процесс подтверждения российского происхождения продукции.

Руководитель проектного офиса АПСС Наталия Мелинова также прокомментировала сложившуюся ситуацию. «Со своей стороны хочу дополнить проблематику государственных закупок несколькими моментами:

• Данные о светильниках, публикуемых в каталоге МПТ разнятся, на мой взгляд их необходимо привести к единообразию, это позволит в дальнейшем заказчику при написании конкурсной документации обращаться к этим данным и понимать, если Исполнитель «мухлюет» при исполнении контакта;
• Необходимо разработать меры наказания за нарушение национального режима при осуществлении закупок;
• Так же считаю целесообразным ввести обязательный входной контроль за закупаемой светотехнической продукцией с привлечением аккредитованных светотехнических лабораторий».

Сегодня мы ожидаем послание президента Федеральному Собранию, возможно, что в выступлении отразятся и аспекты касающиеся импортозамещения и мы узнаём мнение президента о рынке государственных закупок. Ведь это такая же составляющая экономической стабильности и безопасности нашего государства.

 


Поделиться: